Целью исследования является обоснование сущностных характеристик гендерного самоопределения старшего школьника. В качестве методологической основы в исследовании выступает теория целостного подхода в образовании (Н.М Борытко, В.С. Ильин, Н.К. Сергеев и др.), которая позволяет изучать гендерное самоопределение в качестве целостного феномена. В процессе изыскания применялись общенаучные методы – анализ, синтез, конкретизация и обобщение. Научная новизна результатов исследования заключается в том, что впервые обоснованы сущностные характеристики гендерного самоопределения в старшем школьном возрасте. Практическая ценность результатов исследования состоит в том, что изучение и детальный анализ сущностных характеристик гендерного самоопределения старшего школьника может служить основой для разработки системы целостной диагностики; рассмотреть условия и механизмы формирования данного конструкта. Теоретическая значимость результатов исследования определяется их вкладом в теорию гендерного образования. В ходе исследования уточнены сущностные характеристики гендерного самоопределения в старшем школьном возрасте, что расширяет современные представления об исследуемом феномене.